Анализ ситуации на рынке аудиторских услуг в Кыргызской Республике.
1993 г. — год полного разрыва экономических связей, год падения производства в пропасть, стал годом обвальным. Чтобы поправить положение, с начала 1994 г. правительством была введена «жесткая финансовая политика», суть которой — прекращение поддержки убыточных предприятий (государственным финансированием), установление высокого банковского ссудного процента (до 200 процентов годовых). Несмотря на это, доходы консолидированного бюджета составляли менее 19 процентов в ВВП, а расходы — почти 27 процентов. Это значит, государство проедало больше чем в 1993 г. За год финансирование экономики упало до 3,3 процента в ВВП, а на государственное управление и социально-культурные мероприятия истрачено около 87 процентов бюджета.
Бюджет республики как на 1995 и так 1996 год складывался также крайне напряженным. Расходная часть на 1995 год определялся в сумме 6,6 млн. сомов, остаток нефинансируемых расходов — 372 млн. сомов. Дефицит консолидированного бюджета на 1 декабря 1996 года составил 1043,1 млн. сомов что на 532 млн. сомов меньше; чем в соответствующем периоде 1995 года. Правительство принимает меры, чтобы наладить производство и обеспечить сбор налогов.
Осуществляемый переход к рыночной экономике позволил правительству по-новому посмотреть на многие привычные органы управления народным хозяйством, изменить деятельность старых и создать новые организационные структуры. Например, к числу последних относится образование налоговых инспекций, которые действуют на основе Закона «О государственной службе Кыргызской Республики». Их главная функция — соблюдение налогового законодательства, налоговой дисциплины.
Налоги служат источником формирования средств для финансирования расходов государственных бюджетных организаций (госаппарат, вооруженные силы, системы социального обеспечения, образования, медицины и т. п.), служат инструментом перераспределения национального дохода в интересах всех слоев общества, являются единственным механизмом государственного регулирования экономики. С начала 1995 г. налоговая система все активнее используется для стабилизации экономического положения, стимулирования темпов экономического роста и т. п. Словом, налоги могут подорвать развитие, а могут и стимулировать.
Каждый год налоговая инспекция выявляет занижение прибыли, накладывает штрафные санкции хозяйственным субъектам. Вопросы уклонения от уплаты налогов хозяйствующих субъектов это почти еженедельно рассматриваемый вопрос Кабинета Министров республики. Нескончаемое выявление различных нарушений налогового Законодательства говорит о том, какие имеются негативные явления экономической преступности.
Так на молодой и не устоявшейся почве экономического преобразования «образовывались» фирмы и предприятия, не имеющие регистрации и, как следует, не платили в казну налоги.
Немаловажным мероприятием перехода к рынку является приватизация. Принятие Закона Кыргызской Республики «Об общих началах приватизации, предпринимательства и конкуренции в Республике Кыргызстан» (20 декабря 1991 г.) стало началом процесса разгосударствления в республике. Это, прежде всего функции по созданию условий эффективного функционирования рынка, один из наиболее существенных шагов для конкуренции и предпринимательства. Он определял общие начала приватизации в республике как основы свободного предпринимательства в условиях конкуренции, регламентировал вопросы хозяйственной несостоятельности и банкротства хозяйствующих субъектов, устанавливая основные социальные гарантии для приватизации и предпринимательства.
К объектам приватизации Закон относил, помимо предприятий, объекты культурно-бытового назначения, государственный жилой фонд, другое государственное имущество. Он предоставлял каждому гражданину Кыргызской Республики право на долю государственной собственности на безвозмездной основе. С этого времени приватизация осуществляется поэтапно.