Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО
В XX веке в развитых странах активно протекал процесс формирования демократических принципов в государственном устройстве и управлении [52]. В результате обязательным компонентом демократического государственного строя в этих странах стало местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения своих функций эти органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами [29].
Таким образом появляется понятие территориальных финансов, то есть экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения средств на какой-либо территории.
Параллельно с западными странами система территориальных финансов формировалась и в СССР, однако принципы ее функционирования были несколько иными. Финансирование органов власти на местах осуществлялось в соответствии с плановыми показателями, без учета эффективности использования средств. После распада СССР система расходования финансовых ресурсов органов власти практически не изменилась, что не соответствовало новым условиям, и просуществовала в таком виде до конца 90-х гг. [52].
В конце 90-х гг. в бюджетной системе России произошел ряд изменений. Во-первых, благодаря внешним факторам, улучшилось финансовое состояние страны, в результате чего удалось добиться профицита федерального бюджета и увеличения финансовой помощи территориальным бюджетам. Во-вторых, изменилась процедура исполнения территориальных и местных бюджетов, а именно усилился контроль за выделением и использованием бюджетных средств [57].
В результате этих реформ несколько улучшилось финансирование бюджетных учреждений. Суммы, находящиеся в распоряжении региональных и местных органов власти, увеличились. Следовательно, должно было наблюдаться улучшение финансового положения регионов, однако оно произошло не везде. Это связано с тем, что до сих пор не разработана методика определения эффективности расходования бюджетных ресурсов, поэтому весьма затруднительно проанализировать, насколько эффективным было бы увеличение расходов по какому-либо направлению. Более того, при нехватке средств в этом случае трудно определить, на самом ли деле финансирование недостаточно или ресурсы, выделенные в достаточном объеме, расходуются неэффективно [24].
Таким образом, проблема эффективности расходов бюджета в настоящее время достаточно актуальна. Целью изучения данной темы является определение наиболее простых и эффективных методов оценки эффективности расходования бюджетных средств, а также рассмотрение возможных путей повышения эффективности расходов бюджета.
Задачами данной работы являются:
Ø Обобщение теоретической базы по различным аспектам территориальных финансов.
Ø Разработка и изучение различных методов оценки эффективности бюджетных расходов на основе фактических данных за несколько лет.
Ø Определение оптимальных методов оценки эффективности расходов бюджета.
Информационным обеспечением работы являются литературные источники (в первую очередь, труды Г. Б. Поляка, М. И. Яндиева, М.В. Романовского, О.В. Врублевской и др.), законодательные документы и отчетные данные, полученные в Финансово-казначейском управлении Южного административного округа Москвы.
- Сущность, содержание и назначение территориальных финансов
- Возникновение и развитие территориальных финансов в России
- Расходы территориальных бюджетов
- Структура финансовой системы Москвы
- Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО
- Оценка эффективности планирования расходов бюджета Москвы по ЮАО и контроля за ними
- Направления повышения эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО
- Правовое обеспечение
- Программное обеспечение