Анализ ситуации на рынке аудиторских услуг в Кыргызской Республике.
Независимые подтверждения аудиторскими проверками как профилактика экономической преступности субъектов и соблюдения ими законодательства необходимы государственным органам, судам, прокурорам, налоговым инспекциям и др. для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Таким образом, аудит при надлежащей его организации в соответствии общепринятыми международными стандартами станет надежным барьером на пути развития в нашей республике новых видов экономической преступности, способствуя формированию нового общества, основанного на рыночных условиях хозяйствования.
Анализ ситуации на национальном рынке аудиторских услуг не может быть проведен без соответствующих данных из официальных источников. Одним из источников таких данных послужил выпуск Государственной статистики – Хозяйствующие субъекты в Едином государственном регистре статистических единиц.
Количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов на 1 октября 2002 года по городу Бишкек. (Социально-экономическое положение города Бишкек/оперативная информация за январь-октябрь 2002 года/Бишкекское городское управление государственной статистики). |
Всего |
В том числе по формам собственности | ||||
Государственная |
Коммунальная |
Частная |
Из нее с иностранными инвестициями | ||
Средние предприятия |
1108 |
287 |
96 |
725 |
179 |
Крупные предприятия |
700 |
297 |
111 |
292 |
62 |
Всего |
1808 |
584 |
207 |
1017 |
241 |
По данным официального сайта Палаты бухгалтеров и аудиторов (www.caa.kg) общее количество крупных аудиторских фирм составляет 26 учетных единиц.
Принимая это во внимание, можно сделать определенный анализ – соотношение предприятий и аудиторских компаний в среднем.
Так на каждую аудиторскую компании приходится средних предприятий – 42 предприятия, крупных предприятий – 27 соответственно.
Более конкретно можно представить картину если взять соотношение отдельно по формам собственности.
Следовательно, на каждую аудиторскую компанию приходятся средние предприятия:
государственной собственности – 11 единиц;
коммунальной собственности – 3 единицы;
частной собственности – 28 единиц;
из них с иностранными инвестициями – 7 единиц.
На каждую аудиторскую компанию приходятся крупные предприятия:
государственной собственности – 11 единиц;
коммунальной собственности – 4 единицы;
частной собственности – 11 единиц;
из них с иностранными инвестициями – 2 единиц.
Также можно представить, сколько вообще предприятий приходится на одну аудиторскую компанию:
государственной собственности – 22 единиц;
коммунальной собственности – 8 единицы;
частной собственности – 39 единиц;